Онлайн-игра «Похождения господина Хлестакова»

Библиотека сегодня О книгах и авторах Россия

Комедии Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» 185 лет.

Chinovnichestvo_6

Гоголю мы обязаны тем, что им был заложен прочный фундамент для создания национально-русской драматургии. Ведь до появления «Ревизора» можно назвать лишь «Недоросль» Фонвизина и «Горе от ума» Грибоедова — две пьесы, в которых художественно полноценно были изображены наши соотечественники. Понятно поэтому, что Гоголь, возмущаясь репертуаром наших театров, почти сплошь состоявшими из переводных пьес, писал 1835 — 1836 годах: «Русского мы просим! Своего давайте нам! Что нам французы и весь заморский люд? Разве мало у нас нашего народа? Русских характеров! Своих характеров! Давайте нас самих! Давайте нам наших плутов… На сцену их! Пусть видит их весь народ! Пусть посмеется им!»

В октябре 1835 года Гоголь писал Пушкину: «Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или не смешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию… Сделайте милость, дайте сюжет, духом будет комедия из пяти актов и, клянусь, будет смешнее черта».
И Пушкин дал Гоголю сюжет.
В одном письме Гоголь писал, что Пушкин подал ему «первую мысль» о «Ревизоре»: он ему рассказал о некоем Павле Свиньине, который, приехав в Бессарабию, выдавал себя за важного петербургского чиновника и, лишь когда он дошел до того, что стал брать прошения у арестантов, «был остановлен». Мало того, Пушкин рассказал Гоголю, как в 1833 году, собирая материалы по истории Пугачевского восстания, он был принят местным губернатором за тайного ревизора, присланного обследовать губернскую администрацию. Подобные случаи не раз имели место в русской жизни того времени.
Огромная обличительная сила, с которой раскрыты были Гоголем современные язвы бюрократического строя, делала «Ревизора» произведением большой идейной ценности. Облеченная в безукоризненную художественную форму, комедия стала одним из шедевров мировой драматургии.
М.Е. Салтыков-Щедрин писал об огромном воздействии «Ревизора» на публику. По его словам, зритель уходил из театра совсем не в том «спокойном состоянии, в каком он туда пришел». Мысли его возбуждены, возникает целый ряд вопросов, вызывающих «умственную работу». Зритель начинает сознательно относиться к действительности, что «уже само по себе представляет высшую нравственность и высшую чистоту».

Онлайн-игра «Похождения господина Хлестакова»

Экранизация комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»:

«Инкогнито из Петербурга» (Леонид Гайдай, 1977 год)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *