190 лет комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Библиотека сегодня О книгах и авторах Россия

ГРИБОЕДОВ2

«Горе от ума» — знаменитая комедия в стихах А.С. Грибоедова. Великий поэт и дипломат пытается объединить поэзию и театральное действие, что до него в русской литературе удавалось немногим. Первоначально идеальной формой для будущего произведения Грибоедову представлялась драматическая поэма. Именно она давала, по его мнению, возможность свободно выстроить сюжет, подчиняя его ход фантазии автора. В процессе работы поэт отказывается от приемов повествования, которые были уместны в драматической поэме, но тяжеловесны для сцены (огромные монологи Чацкого в первой редакции пьесы и несколько упрощенное построение главного конфликта — «центральный стих» «Горе от ума»). Оставляя незатронутыми основные классические правила построения действия, Грибоедов выходит за их границы настолько далеко, насколько это представляется ему необходимым.

Факт появления «Горе от ума» означал резкий качественный перелом в эстетике комического. Многие сцены пьесы построены таким образом, что комическое становится средством выражения трагического, а сама комедия — одной из форм воплощения современной трагедии. Грибоедов подчеркивает взаимосвязь комедии и трагедии, создавая эпизоды, где они переходят друг в друга, друг с другом «спорят».
Интрига пьесы, как считает Грибоедов, держит внимание зрителей не полностью. Целиком им завладеть может только драматург, который не будет в угоду традициям строить пьесу по «школьным требованиям» и «бабушкиным преданиям». «Завлекать зрителей в любопытство» — вот закон для писателя и драматурга. Творческая история пьесы позволяет проследить за тем, как складывается ее художественная структура. Грибоедов постепенно усложняет, делает все более выразительным взаимодействие характеров, уводя героев от прямых проявлений чувств, придавая объем их образам. Примером тому может служить «центральный стих» , одно из важных звеньев сюжета, в ранней редакции пьесы сводившей драматическую борьбу Софьи и Чацкого до открытого столкновения на «балу» у Фамусова. Чацкий оскорбляет Софью, она в отместку распускает слух о его сумасшествии. В более поздних редакциях пьесы Грибоедов отказывается от подобного драматургического хода в пользу другой логики действий. Распространение Софьей выдумки о Чацком не может быть объяснено желанием защититься от его разоблачений. Более того, боязнь разоблачения со стороны Чацкого мнима. Поводы к возникновению подобных страхов создаются самой Софьей, а также Молчалиным и Лизой. Ужас, что вот-вот обнаружатся бог весть какие тайны, держит в напряжении весь дом Фамусова.
Из страха мнимых опасностей и по правилам «московской» жизни прибегают к притворству, лицемерию, клевете; боятся слова правды больше «разбоя» и «пожара». Эта всеобщая черта общественного лицедейства, характеризующая окружающих Чацкого, тем более очевидна, что сам он вовлекается в интригу помимо собственной воли и никогда не становится сознательным ее участником. «Игра» ведется вокруг Чацкого Молчалиным, Софьей, Фамусовым, их родственниками и друзьями, а Чацкий долгое время не осознает этого.
Грибоедов делает своего главного героя живым и уязвимым, открытым для возможных ошибок, обманов, унижений. В своей реакции на события Чацкий немного запаздывает. Это происходит потому, что он одержим любовью к Софье, а больше всего потому, что он отдален от происходящего в доме Фамусова благородством своего облика, романтического во всех своих качествах.
Чацкий проходит свой особый путь от возвышенного неведения к трагическому узнаванию истины. Мотив «странствований» героя, заявленный вначале сюжета, в конце его вновь возникает с трагической неизбежностью финальной реплики:»Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету…»
Задуманная и воплощенная Грибоедовым поэтическая форма пьесы вырастает из идеи приблизить драму к поэзии, ввести в нее лиризм, «хитрости» драматургического ремесла поставить в зависимость от «тайн» искусства.

Игра «Знатоки комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова»

Фильм-спектакль «Горе от ума» (Малый театр, 1977)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *