Владимир Федорович Одоевский

О книгах и авторах

Владимир Федорович Одоевский (1803-1869) был одним из самых образованных и гу­манных людей своего времени. В его петербургской квартире, как в литературном клубе, бывали  А. Пушкин, В. Жуковский, И. Крылов, а позже — М. Лермонтов и Н. Гоголь. Детские книги Одоевского, выходившие под псевдонимом «Дедушка Ириней», очень нравились В. Бе­линскому. Великий критик оценил такие достоинства книг Одоевского, как способность «раздражать любо­пытство», «возбудить внимание», «заманить воображе­ние»,т. е., говоря современным языком, — вызвать позна­вательные интересы. В. Одоевский верил, что в каждом ребенке заложены большие возможности, и делил детей на «проснувшихся», полных интереса к знаниям, к уче­нию, и «непроснувшихся», т. е. тех, у кого взрослые еще не развили интересов к «предметам действительного мира».

В наши дни для детей постоянно переиздается сказка Одоевского «Городок в табакерке», где занима­тельно и поэтично рассказано об устройстве механизма. Отец показал Мише музыкальную табакерку: на крышке — чудный город, а внутри — механизм. «Зачем эти колоколь­чики, молоточки, валик с крючками?» — спрашивает мальчик. «Не скажу тебе, Миша, — отвечает папенька, — сам присмотрись, подумай, авось отгадаешь». Миша смотрел-смотрел, думал-думал — и уснул, и увидел сон, будто его пригласили в город в табакерке, и он увидел, как работают мальчики-колокольчики, дядьки-молоточки, над­зиратель-валик и царевна Пружинка. Потом мальчик рассказал о своем сне и домыслах отцу, который уточнил, дополнил его рассказ и в заключение сказал: «Ты в самом деле почти понял, отчего музыка в табакерке играет, но ты это еще лучше поймешь, когда будешь учиться механике».

Для родителей эта сказка — образец того, как вы­звать у ребенка интерес к тому или другому вопросу: сначала — наглядность (рассматривание картины или предмета в натуре), затем — постановка вопроса, направ­ляющего внимание ребенка, потом — беседа на основе тех догадок, которые ребенок вынес от наблюдения и, на­конец, сообщение о книгах для дальнейшего чтения. Вторая книжка, которая также постоянно переизда­ется для детей, — сказка «Мороз Иванович», вольный пересказ русской народной сказки «Морозко». Автор рас­сказывает, как по-разному ведут себя в гостях у Деда Мороза Рукодельница (падчерица) и Ленивица (дочка мачехи), и убеждает маленьких читателей, что быть доброй, заботливой девочкой и умелой труженицей куда интересней и приятней, чем грубиянкой и неумехой. На прощанье Дед Мороз подарил Рукодельнице бриль­янтик, а Ленивице — кусок льда. Слов нет, подарки приятны, но главная награда человека — в другом: в любви окружающих и радости труда. Конечно, в общей форме эта идея трудна ребенку, но он ее легко воспримет, если рассмотреть с ним иллюстрации и предло­жить подумать, почему на всех рисунках Рукодельница — веселая и счастливая, а Ленивица — все плачет, злится, да скучает… Полезно обратить внимание детей на познавательный материал, который Одоевский, верный своим принципам, вкрапливает в повествование: как Рукодельница смасте­рила фильтр, чтобы очистить воду; из чего пекут хлеб, делают муку, почему Дед Мороз закрывает поля снегом.

Материал взят из книги И. Н. Тимофеевой «100 книг вашему ребенку».