Михаил Михайлович Пришвин

О книгах и авторах

Творчество замечательного писателя Михаила Приш­вина (1873-1954) проникнуто раздумьями о человеке и его отноше­ниях с природой и людьми. Почитая любовь высшей правдой жизни, ее творческой силой, он рассказывает ребенку о том, как звери и птицы заботятся о своих детях, как матери, рискуя жизнью, защищают их («Кури­ца на столбах», «Борец и плакса», «Первая стойка», «Ярик», «Орлиное гнездо», «Пиковая дама», «Ребята и утята»). Доброе отношение человека к животным — тоже любимая тема его рассказов («Журка», «Лягушонок», «Еж», «Терентий», «Остров спасения»). Правда, в расска­зах Пришвина порой раздаются выстрелы, но и охота ве­дется здесь по законам человечности. В честном бою можно убить медведя («Медведи»), но нельзя убить зверя, если он пришел к охотнику за помощью («Белый ожерелок»). «Наш идеал, — любил повторять писатель, — это дедушка Мазай».

Рассказы М. Пришвина читают дети уже в 4—5 лет, а сказку-повесть «Кладовая солнца» — младшие школьники. Однажды, в годы войны, деревенские сироты, брат и сестра, пошли за клюквой и едва не погибли в болоте. Кладовая солнца — это образное определение торфа, воб­равшего энергию солнца, но это и символ труда и опыта прошлых поколений во имя будущих. Реальность и фан­тастика сливаются и в поэтическом изображении приро­ды, сочувствующей детям. Когда брат и сестра дружно, рука об руку входят в лес, они слышат пение птиц, ра­достно предвкушающих восход солнца, а когда они пос­сорились и разошлись, хмарь закрыла солнце, рванул ветер, застонали деревья в предчувствий горя.

Почему случилось несчастье? Потому, отвечают дети, что Митраша не пошел с Настей по большой дороге. Это правильное, но очень поверх­ностное понимание прочитанного. Тропинка, которую вы­брал мальчик, вспомнив рассказы отца, — действительно краткий путь, и он достиг бы цели, если бы не сошел с тропы, проторенной другими людьми, из-за чего и провалился в Слепую елань. Вина Насти горше: собирая клюкву, она дала волю жадности и забыла брата. Как дети спаслись? Вовремя опомнилась Настя и нашла брата. Мальчик проявил находчивость, мужество, спас себя, за­щитил сестру и собаку Травку. Почему повесть называется «Кладовая солнца»? Как торф хранит тепло солнца, так  и мы должны дорожить опытом родителей. Пока Митраша и Настя помнили, чему их учили отец и мать, все шло хорошо, а когда забыли — чуть не погибли.

Хорошо бы эту повесть прочесть вместе с ребенком, потому что она не проста. М. Пришвин говорил: «Эка невидаль дать детям только интересное, надо прежде всего развивать их художественный вкус, надо вести ребенка вперед».

Материал взят из книги И. Н. Тимофеевой «100 книг вашему ребенку».