Александр Грин

О книгах и авторах

Александр Степанович Гриневский (псевдоним — Грин) – писатель-романтик, чья творческая судьба неразрывно связана с Севастополем и Крымом.
Псевдоним «Грин», появившийся в 1907 году, родом из детства, хотя один из критиков начала XX века писал, что писатель специально укоротил свою фамилию для того, чтобы она звучала на западный, заграничный манер. Сам Грин объяснял происхождение своего псевдонима просто, «Грин» — так коротко окликали ребята Сашу Гриневского в школе. «Грин-блин» — было одно из детских прозвищ писателя.
Много нелепых «легенд» ходило про Грина при его жизни. Вот одна из них, о ней пишет Нина Грин в своих воспоминаниях, что Александр Грин опасный человек, был на каторге за убийство своей жены, а будучи матросом, бежав с каторги, он где-то в Африке убил английского капитана, и украл у него рукописи. Знает очень хорошо английский язык, но скрывает это, а рукописи постепенно переводит и выдает за свои.
Но его страна Гринландия – это внутренний мир писателя его самые светлые мечты и надежды, которые он пронес в своей душе всю жизнь.


Если сказать, что Александр Грин любил читать, это значит, что не сказать ничего. Даже в бродяжничестве и нужде в его котомке всегда лежали книги. А как только появлялись свободные деньги, он обязательно покупал что-то из новых. Любил бывать в библиотеках, где проглатывал книги о приключениях. Грин был страстный и верный поклонник книг и чтения до конца своих дней, эту любовь он передал и многим своим героям – Томасу Гарвею, Грэю и т.д.
Первой книгой, которую увидел Грин, было детское издание «Путешествий Гулливера», по ней он учился читать, и первое слово, которое он сложил из букв – было слово – «море». Так началась мечта Саши Гриневского о море, морских путешествиях и приключениях.
Одним из самых ярких воспоминаний восьмилетнего Саши – это сокровище, наследство от дяди, три сундука, полные книг на русском, французском и польском языках.
Непролазные джунгли, бескрайние морские просторы, благородные и справедливые герои книг Фенимора Купера, Майн Рида, Луи Жаколи просто околдовали маленького Сашу, особенно он увлекался романами Диккенса, Гюго, По. «Довольно большая библиотека Вятского земского реального училища, куда отдали меня девяти лет, была причиной моих плохих успехов. Вместо учения уроков я, при первой возможности, валился в кровать с книгой и куском хлеба, грыз краюху и упивался героической живописной жизнью в тропических странах» — так вспоминает Грин о своих детских годах. Может уже здесь в детских грёзах стали зарождаться те волшебные страны, о которых он напишет, став взрослым.
Замысел романа-феерии «Алые паруса», в этом году юбилей этого произведения – 90 лет, возник у писателя, вероятно, в 1916 году, и предполагал он назвать роман «Красные паруса». По первоначальным наброскам действие романа должно было проходить во время революции в Петрограде, объятом болезнями, голодом и людскими драмами. Но потом эту идею Грин оставляет. Вернулся он к «Алым парусам» уже в 1920 году, закончив произведение вчерне. В 1922 году в газете «Вечерний телеграф» (№ 1 от 8 мая) была напечатана глава «Грей», а отдельной книгой роман-феерия вышел в свет в 1923 году.
«Нет ни чистой, ни смешанной фантастики. Писатель должен пользоваться необыкновенным только для того, чтобы привлечь внимание и начать разговор о самом обычном» – так о своих произведениях говорил Александр Грин.
Вспоминая о Севастополе, куда забросила писателя его скитальческая судьба в 1903 году, Грин пишет в своей «Автобиографической повести», что тогда «стояла прекрасная, задумчиво-яркая осень, полная запаха морской волны и нагретого камня… Я побывал на Историческом бульваре, Малаховом кургане, на особенно интересном севастопольском рынке, где в остром углу набережной торчат латинские
паруса, и на возвышенной середине города, где тихие улицы поросли зеленой травой. Впоследствии некоторые оттенки Севастополя вошли в мои города: Лисс, Зурбаган, Гель-Гью и Гертон» (А. Грин). В самом сюжете «Алых парусов» нет ничего сказочного, обычная жизнь. Все возвышенное и несбыточное оказывается «по существу так же сбыточно и возможно, как загородная прогулка». Тогда же Грин и написал: «…я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать чудеса своими руками…». Писатель расцвечивает обыденность своей фантазией, делая из были сказку.
«Алые паруса» – не просто сказка для взрослых и детей, это гимн о любви и о силе мечты, а «Грей и Ассоль нашли друг друга утром летнего дня, полного неизбежности».
Александра Грина называют «последним романтиком». Но его романтизм особого свойства – это способность творить чудеса своими руками, умение верить в то, что и в твоей жизни тоже приплывет корабль с алыми парусами.
Выход «Алых парусов» был благосклонно встречен критикой. Но вскоре издавать произведения Грина практически перестали, писатель-романтик со своей феерической страной Гринландией мало соответствовал ценностям нового зарождающегося строя. И только в суровый 1944 год «Алые паруса» вновь увидели свет, оказалось, что вера в чудо, в то, что добро всегда побеждает зло, способны поддержать человека даже в самых страшных и тяжелых испытаниях, таких как война. Паустовский К.Г. так сказал об «Алых парусах»: «Сказка нужна не только детям, но и взрослым. Она вызывает волнение – источник высоких и человеческих страстей. Она не дает нам успокоиться и показывает всегда новые сверкающие дали, иную жизнь. Она тревожит и заставляет страстно желать этой жизни».
В 60-70 годах XX века «Алые паруса» стали символом целого поколения молодежи. В палатках геологов, у костров туристов, в студенческих стройотрядах писались и исполнялись под гитару песни с именами любимых гриновских героев, с названиями морей, рек, городов Гринландии.
Александр Грин прожил тяжелую жизнь, она сложилась так, что он должен был стать желчным и неуживчивым человеком. Но через все испытания: революцию, болезни, нищету, непонимание современников – Грин пронес удивительный дар солнечного воображения, незамутненность чувств и добрый взгляд с застенчивой улыбкой.
Грин умер, но остались его книги, в которых стоит, уже перед нами, вопрос, нужны ли нашему времени такие мечтатели, каким был ОН.