Читайте детям сказки

Это интересно

Совет:

Обязательно читайте детям любые книги Григория Остера, «Винни-Пуха» Милна, «Алису в Стране Чудес» Кэрролла, «Волшебника стране Оз» Баума, стихи, прозу и переводы Ирины Токмаковой, произведения Эммы Мошковской, Юнны Мориц, Андрея Усачева, Юрия Энтина, Эдуарда Успенского. Эта литература очень поможет дошколятам и младшим школьникам не только развить речь, но и получить массу удовольствия, привить вкус, развить память, воображение, логику и многое другое.

Можно с полной определенностью утверждать, что без сказок — народных или авторских, но фактически ставших народными, — ребёнку будет трудно развиваться наравне со сверстниками.

Иногда приходится слышать, что сказки — кровавые, жестокие, что в них из спины вырезают ремни и окунают в котлы с кипятком, поэтому-де читать это детям совершенно невозможно, их нежные души не должны сталкиваться с подобными жестокостями. Позиция не новая, но в корне неверная. Взрослые и дети понимают сказки по-разному. И то, что взрослому в сказке кажется ужасным, жестоким и кровавым, ребенок вовсе так не воспринимает. Зато в сказках заключён бесценный исторический опыт человечества, накопленное веками знание о добре и зле, правилах человеческой жизни.


Вокруг так много разнообразных сказок, что мы всегда можем выбрать по возрасту, по уму. Вот и получается, что сказки растут вместе с детьми и сопровождают их от года и дальше, некоторых — до конца жизни. Если всё в сказке понятно, то ребёнок усваивает её целиком и может сразу перевести прочитанное в активную речь Конечно, в два года он «Русалочку» не поймет, она останется для него просто сюжетом, в активную речь не перейдет — в этом возрасте закадычными друзьями ему станут курочка-ряба, колобок и репка. Структура сказки, подобной этим, соответствует структуре психики ребенка и входит в него, как в матрицу.

Как это происходит? Разберёмся.
Во-первых, сказка — это ритм и темп.

Вот ситуация, знакомая многим родителям: ежевечерний крик: «Мама, читай «Красную Шапочку»!» Её читали ежедневно по многу раз, её прятали — он находил её и приносил, её знает наизусть и активно ненавидит вся семья, папа при словах «Жила-была девочка» вздрагивает и тихо выходит на лестницу покурить эдак на полчасика, бабушка интересуется разновидностями наушников и ценами на них. Но ему снова и снова подавай именно «Красную Шапочку»! В чем дело? Разве это интересно — вечер за вечером, неделя за неделей слушать одно и то же? Дело здесь вовсе не в интересном или неинтересном сюжете. Да, он знает сюжет, знает всю эту сказку наизусть, но его завораживает не сюжет — а слова, их ритм, их предсказуемость: «…и звали её Красная Шапочка…» А ведь еще есть и некий глубокий конфликт, от которого щемит душу, есть злой волк и отважный охотник, есть девочка, идущая через лес с пирожками, — есть целый мир отношений, которые он проживает через эту сказку.

В сказке всегда есть ритм и темп: «и пошла она в лес», «жили-были», «долго ли, коротко ли, близко ли, далеко ли». Сказка без этого невозможна. Но невозможна без этого и обычная речь, потому что речь — это всегда некий ритм и определенный темп. Это её плавность, её стиль. Этому-то ребенка и учит сказка. Причем не любая, а та, которая соотносится с его душой именно сегодня. Да, через полгода он, может быть, и не вспомнит про девочку в красной шапочке — придёт пора, когда его душу будет щемить от «Русалочки». А может быть и нет.
Во-вторых, это сюжет, который будоражит.

Бывают дети, которые до десяти лет сохраняют верность своей первой любимой сказке, и потом, уже взрослым мужчиной, такой бывший мальчик будет как заклинание повторять: «Вот вырасту, выучусь, куплю папе Карло новую бархатную куртку», — как повторял это в детстве, сидя на руках у усталого отца, пришедшего с работы и из последних душевных и физических сил в стотысячный раз читающего сыну «Буратино». И что бы вы думали? Купит! А некоторым отцам везет меньше — им новых курток выросшие детки не покупают… Не потому ли, что те, вместо того чтобы день за днем преодолевать себя и снова и снова читать сыну «Буратино», заваливались на диван с сакраментальной фразой: «Папа устал, пойди поиграй»? Но это так, к слову.
И, наконец, это образы, которые описываются словами.

Василиса — она обязательно прекрасная, и это можно себе представить в образах и описать словами: высокая, статная, белолицая, румяная, русоволосая. Можно описать словами, как ты представил себе её одежду: сарафан из небеленого льна, алая вышивка. Кощей — костлявый, а значит, жестокий, значит, вредный, сухой, бессмертный, злобный, яростный — всё это слова, которые описывают определенный образ и, следовательно, некий кусок мира. Я его как-то представляю себе и подбираю слова к этому образу, чтобы описать его точно. Могу сказать: «гремящий костями, жесткий», но не могу сказать «деревянный». Это дает точность выражения своей мысли и набор определений, антонимов-синонимов, необходимых в полноценной речи.

Сейчас печатается много адаптированных сказок — авторских и даже народных. Яркие, нарядные книжки: огромные картинки и две строчки внизу. По типу комикса. Эти сказки непригодны для обучения детей речи — там слишком мало слов. Читая ребенку такие адаптированные сказки, мы не насыщаем его пассивный словарь. Они годятся лишь для обучения самостоятельному чтению, да и то с большой натяжкой — лучше учить читать тоже по хорошим оригинальным текстам, а не по адаптированным неизвестно кем и неизвестно для кого.

Итак, что дает сказка для развития речи ребенка? Любая хорошая сказка — это сочетание сюжета, образа, темпа и слова. И в этом сочетании всё важно, всё формирует речь ребёнка, давая ей достойный образец, которому можно подражать. В самом деле, сразу слышно, читают ребенку сказки или нет, — в первом случае он скорее скажет так: «Шли мы шли, и увидели злющую собаку», а во втором: «Ну, это, мы идем, а тут, вот, она, собака, злая такая». Чувствуете разницу? Она и в подборе слов, и в темпе, и в плавности — причём определяется такая разница вовсе не уровнем развития ребенка, а именно наличием или отсутствием у него опыта постоянного прослушивания сказок.

Читать детям сказки — да и любые книги — лучше со всеми словами, какие там есть, — и сложными в том числе. Не бойтесь, что станет неинтересно из-за того, что он не поймет несколько слов. Если сказка в целом его захватывает, то непонятое слово не повредит. Оно уйдет в пассивный словарь, отлежится там и всплывет вопросом: «А что это значит?» через некоторое время — может быть, через несколько лет. А может быть, ребенок и сразу спросит его значение. Конечно, если в пять лет при чтении сказок можно прочитать незнакомые слова, то в семь лет уже имеет смысл спросить ребенка: «А ты знаешь, что это значит? Нет? Так спроси», тем самым побуждая его все активнее наращивать словарный запас.

Фрагмент статьи из книги «Энциклопедия современной мамы» — издательство «Act»

Совет:

Покупайте сказки, берите их у знакомых, в библиотеке. Читайте их ребенку как можно больше. Старайтесь не иметь в доме адаптированных книжек с убогим пересказом классических текстов. Не считайте потерянным время, которое вы тратите на чтение одной и той же сказки в сотый раз. В крайнем случае, если вам совсем тошно от перспективы в сотый раз брать в руки «Волшебника Изумрудного города», запишите его на магнитофон, и пусть детка наслаждается. Некоторые мудрые мамы, садясь читать ребенку книжку, ставят рядом магнитофон, и таким малозатратным способом, без дополнительных усилий, быстро создается солидная семейная аудиотека — любимые сказки, читаемые любимым маминым голосом. Поставьте их на стоечку, надпишите коробочки или нарисуйте картинку, если малыш еще плохо читает, и научите его включать магнитофон. Просто и полезно!