Севастополь в Великой Отечественной войне

Мой край родной О книгах и авторах Россия

Двадцать второго июня 1941 года без объявления войны немецко-фашистские захватчики вторгнулись в пределы Советского Союза. В жестоких боях за независимость и свободу Родины советские войска покрыли себя неувядаемой славой, отстаивая каждую пядь земли. На пятом месяце Великой Отечественной войны фронт подошёл к дальним подступам Севастополя. До этого в районе Перекопа и Ишуньских позиций 35 дней длились кровопролитные и упорные бои с превосходящими силами немецко-фашистских войск. В конце октября противнику удалось прорвать фронт и выйти на степные просторы Крыма, где не было естественных рубежей обороны.

В июле 1941 года было начато сооружение двух рубежей обороны Севастополя — главного и тылового, которые в основном были оборудованы к 28 октября. В сентябре приступили к постройке третьего рубежа, передового, но завершить полностью его строительство не удалось. 29 октября в Севастополе было объявлено осадное положение, а 30 октября части гарнизона заняли укрепления на передовом оборонительном рубеже. В этот же день 4-орудийная 100-мм батарея береговой обороны № 54, находившиеся на передовом рубеже обороны, открыла огонь по головной колонне противника — танкам и пехоте. Враг попытался захватить город с ходу. Началась героическая оборона города Севастополя и главной военно-морской базы Черноморского флота.
После провала замысла врага захватить город с ходу он предпринял три штурма города. Первый проводился 11-21 ноября, а второй 17-31 декабря 1941 года, когда враг имел почти двойное численное превосходство в людях и технике. Оба штурма были отражены защитниками города, проявившими беспримерную стойкость и героизм. Их поддержали корабли флота артиллерией и авиация. Корабли также доставляли людские подкрепления, боеприпасы, продовольствие и технику. Третий штурм начался 7 июня 1942 года. Ценой больших потерь 29 июня враг ворвался в город. Улицы стали местом ожесточенных боёв с захватчиками. Когда кончились боеприпасы и продовольствие, советские войска, по приказу Ставки Верховного Главнокомандования, стали отходить в район бухт Стрелецкая, Камышовая, Казачья и на мыс Херсонес, где до 4 июля продолжали героическую борьбу.
Продолжавшаяся 250 дней оборона Севастополя явилась примером массового героизма и самопожертвования советских воинов. Она имела важное военно-политическое и стратегическое значение. Защитники Севастополя, надолго сковав крупные силы противника, сорвали планы врага на южном фланге фронта. В боях за Севастополь враг потерял 300 тысяч человек убитыми и ранеными. Важную роль в Севастопольской обороне сыграли руководимые городской партийной организацией трудящиеся города. Они строили оборонительные сооружения, изготовляли оружие и боеприпасы, ухаживали за ранеными воинами.
Самоотверженная борьба севастопольцев послужила примером героизма для всех советских воинов и советского народа. Беззаветное мужество и стойкость в борьбе с врагом защитников Севастополя вдохновляли советских патриотов на дальнейшие подвиги.
Во время Крымской операции, проведённой с 8 апреля по 12 мая 1944 года войсками 4-го Украинского фронта и Отдельной Приморской армией при содействии Черноморского флота и Азовской флотилии, Крым и Севастополь были полностью освобождены от захватчиков. Севастополь был освобождён за 5 дней.
Подвигам защитников и освободителей Севастополя посвящают свой талант многие мастера советского изобразительного искусства. Среди них талантливый график П. И. Баранов — почётный художник Студии военных художников имени М. В. Грекова. П. И. Баранов — участник Великой Отечественной войны. Служил всю войну офицером в сапёрных частях, прошёл длинную военную дорогу от Москвы до Праги. Разминировал дороги, строил мосты и блиндажи. Всё свободное время посвящал зарисовкам и наброскам.
Работы П. И. Баранов, посвящённые героическому Севастополю, привлекают к себе внимание исторической достоверностью — художнику удалось приступить к их созданию сразу же после войны, непосредственно в Севастополе, с использованием натуры. Корабли он рисовал с натуры — те, которые участвовали в войне и сейчас уже выведены из состава флота. С натуры рисовал уцелевшие с военных лет окопы, разрушенные береговые батареи, артиллерийские позиции, брошенную вражескую технику, пахнущую ещё дымом войны. Работа на натуре в сочетании с его фронтовыми наблюдениями способствовала созданию впечатляющих произведений.
В работе «На боевом посту» художник изобразил краснофлотцев на фоне сурового пейзажа у орудия на палубе подводной лодки. Целеустремлённы и суровы их фигуры. Они твёрдо и уверенно стоят на качающейся палубе небольшого подводного корабля. Моряки готовы немедленно открыть огонь по врагу.
Работая над рисунком «Боевая тревога», художник жил на линейном корабле «Севастополь» и не раз наблюдал ее. Он с большим мастерством изобразил действия личного состава по боевой тревоге. Зенитчики уже сняли чехлы со своих орудий, а расчёт башни главного калибра проверяет механизмы наводки орудий — их стволы начали двигаться. Ещё несколько секунд — и корабль будет изготовлен к бою.
В рисунке «Враг приближается» художнику удалось выразительно передать стремление моряков и жителей города, работающих на оборонительных сооружениях , быстрее вырыть окопы и закончить сооружение дотов. В фигуре остановившейся и тени растерянности , а чувствуется желание сделать всё для защиты Севастополя. Грозовые облака на небе подчёркивают драматичность происходящих событий.
Художник смело берёт острые сюжеты. Например, на рисунке «Десант черноморцев» ему удалось передать динамичность высадки морского десанта, который производят малый охотник типа МО-4 и моторный катер. Враг встретил десантников огнём, но в каждой фигуре советских воинов выражена воля и целеустремленность — скорее сойти на берег, скорее в бой с врагом.
На рисунке «Враг сброшен в море» художник показал суровый и неизбежный конец тех, кто пытался поработить нашу страну. Могучие волны прибоя смывают в море остатки войск врага, а над морским берегом возвышается, как могучий утёс, Константиновский равелин, как бы символизирующий мощь советского народа.
Работы художника дышат суровой документальностью эпизодов войны и насыщены пафосом героических дел советских людей.
Автор текста Б. Н. Осипов. 1982 год.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *