Внучка Деда Мороза, любимица детей и героиня сказок – Снегурочка – персонаж, аналогов которому нет в мире. В странах постсоветского пространства ее имя знает каждый ребенок и взрослый. Но если спросить, откуда взялась эта зимняя волшебница, можно услышать разные версии.
Большинство малышей ответит, что это внучка самого Деда Мороза (интересно, а кем были его дети?), а люди постарше могут вспомнить, что это девочка из сказки, которая растаяла над костром… Однако полную историю о том, кто придумал героиню и как складывалась ее судьба, знают единицы.
Впервые Снегурочка (или Снегуровка, Снежевиночка) появилась, как героиня народных сказок и славянского эпоса. Наиболее распространенная версия истории такова: у старика и старухи не было детей, и ни слепили из снега куклу, которая превратилась в живую девочку. Однако новоиспеченная семья недолго радовалась. Девочка с подружками прыгала через костер на праздник Ивана Купалу и растаяла…
В 1873 году драматург А.Н. Островский написал пьесу «Снегурочка». Его героиня – дочь Весны и Мороза, ей 15 лет. Девушка ушла жить среди людей и попросила у матери дар любить (ведь она холодна, как снег, и не может испытывать чувств). Это и стало губительным для героини: как только сердце девушки «растопила» любовь, она погибла от одного-единственного солнечного луча.
Появлению пьесы на свет русский литературный мир обязан счастливой случайности: в самом начале 1873-го года для капитального ремонта было закрыто здание Малого театра, и группа актёров временно переехало в Большой. Решив воспользоваться возможностями новой сцены и привлечь зрителей, было решено устроить необычный для тех времён спектакль-феерию, задействовав сразу балетную, драматическую и оперную составляющую коллектива театра.
Именно с предложением написать пьесу для этой феерии и обратились к Островскому, которой, воспользовавшись возможностью претворить в жизнь литературный эксперимент, согласился. Автор изменил своему обыкновению искать вдохновение в неприглядных сторонах реальной жизни, и в поисках материала для пьесы обратился к творчеству народа. Там он и нашёл сказание о девочке-Снегурочке, которое и стало базисом для его великолепного произведения.
В начале весны 1873-го Островский вовсю трудился над созданием пьесы. И не один — поскольку постановка на сцене невозможна без музыки, драматург работал совместно с ещё совсем молодым тогда Петром Чайковским. Согласно мнению критиков и литераторов, именно в этом кроется одна из причин удивительной ритмичности «Снегурочки» — слова и музыка сочинялись в едином порыве, тесном взаимодействии, и проникались ритмом друг друга, изначально составляя одно целое.
Символично, что последнюю точку в «Снегурочке» Островский поставил в день своего пятидесятилетнего юбилея, 31 марта. А уже чуть больше чем через месяц, 11 мая, состоялся показ премьерного спектакля. Он получил довольно разные отзывы среди критиков, как положительные, так и резко-отрицательные, но уже в 20-м веке литературоведы прочно сошлись во мнении, что «Снегурочка» — ярчайшая веха в творчестве драматурга.
(https://сезоны-года.рф/Снегурочка.html)
Экранизация сказки А.Н. Островского «Снегурочка»:
Художественный фильм-сказка «Снегурочка» (Ленфильм, 1968 год)