Какие новогодние праздники проходят без любимых фильмов, которые смотришь много раз и не устаешь? Одно из таких произведений киноискусства является экранизация повести Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»!
Могут ли настоящие литературные шедевры родиться из ничего? Николай Васильевич Гоголь, творчество которого эксперты называют образцом русской и мировой литературы, всегда признавался, что не умеет придумывать сюжеты из воздуха. Ему были необходимы фактические материалы, личные наблюдения, истории, знания и даже предметы, которые можно исследовать, чтобы объединить все это вместе и создать нечто, достойное памяти в веках.
Первой книгой автора, которая прославила его имя, стал сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки». Материалы для работы будущий писатель начал собирать еще в детстве, когда даже не подозревал о своем предназначении. Он любил слушать истории о колдунах и прочей нечисти, рассказываемые ему любимой бабушкой. Они сильно повлияли на его восприятие мира, которое всегда имело мистические оттенки. Кроме того, в годы жизни в Малороссии (так тогда называлась современная Украина), юноша внимательно относился к особенностям культуры и быта простого народа. Он с искренней симпатии наблюдал за тем, что его окружало. Наблюдательность и открытость души позволили увидеть, понять, принять и запечатлеть в сердце милые образы, а потом воспроизвести их на страницах будущих книг.
Гоголь учился в Нежинской гимназии, а когда закончил ее, перебрался в Санкт-Петербург. С этого началась его новая жизнь. Молодой человек мечтал делать что-то полезное, и думал, что знает способ. Он устроился работать чиновником, но его карьера не складывалась. Серые пейзажи за окном вызывали меланхолию и заставляли грустить по солнечным родным краям. А знакомство с Александром Сергеевичем Пушкиным зародило в голове Гоголя мысль о том, что он мог бы приносить пользу совсем иным способом, не так, как предполагал раньше. Например, рассказывать истории, сохраняя таким образом традиции и культуру предков.
Тогда Николай Васильевич написал матери и сестре. В послании, доступном для изучения современным исследователям, он просил их присылать ему все мифы, легенды, предания, сказки, которые им доведется услышать, а также рассказывать о любых странных вещах, происходящих рядом с ними. Он хотел знать все. Как одевается деревенский дьячок, как проходят народные свадьбы, что делается в ночь на Ивана Купалу. Правда, в то время, когда письмо полетело к своим адресатам, Гоголь еще сам толком не знал, что будет делать, когда получит ответы. Зачем ему вся эта информация? Ответ на этот вопрос должно было подсказать время.
Помимо прочего Николай Васильевич изучал труды этнографов. Это впоследствии сделало убедительным его повествование, которое не может быть оторвано от реальности, как бы сказочным ни подразумевалось. Он читал статьи по лингвистике, чтобы верно передать речь героев, их манеру общения, грамотно использовать слова и строить предложения. Писатель даже прибег к талмуду по колдовству, который пристально изучил.
Естественно, подобная подготовка требовала времени. И до конца даже не было понятно, куда она приведет и приведет ли хоть куда-то. Все решилось в 1831 году, когда в Петербурге началась эпидемия холеры. Представители высшего общества перебрались в деревню, надеясь спастись от заразы. С помощью друзей Николай Васильевич получил место учителя для сына княжны Васильчиковой. Вместе с семьей он жил в Павловске, в их поместье. Там-то и был завершен труд под названием «Вечера на Хуторе близ Диканьки». Вернее, первый том этой удивительной работы, поражающей воображение библиофилов и экспертов до сих пор.
Первыми читателями, вернее слушателями книги, стали подружки старушки-приживалки, которая нашла приют в доме Васильчиковых. Им Гоголь читал вслух, а они внимали ему с большим интересом. Однажды в этот небольшой кружок заглянул племянник княжны В. А. Соллогуб. Он решил тоже послушать новые истории, впрочем, не ожидая ничего особенного. Однако, стоило Гоголю начать, как все внимание студента было приковано к писателю. Он затаил дыхание, в нужных местах смеялся и пугался. Ему хотелось задать множество вопросов автору, но тот одним взглядом останавливал его порывы. Обо всем этом Соллогуб писал в письме, которое хранится в архивах литературоведов.
Книга ушла в печать и вскоре стала доступна читателю. Она имела огромный успех благодаря своей жизненности с одной стороны и пугающей мистичности с другой. Николай Васильевич смешал веселье и серьезность. Он разбавил повествование шутками, описаниями парадоксальных характеров и казуистических ситуаций. Он сделал истории очень детальными. Не забыл ни о фонах, ни о мыслях героев, ни о быте, ни о традициях, ни об особенностях поведения, присущих народу, живущему в местах, о которых шла речь. При этом нечистая сила и древние предания, переиначенные для сюжетов, добавляли непривычной остроты.
Успех не остудил пыл Гоголя. Напротив, он захотел писать дальше. Обращаясь к сестре он вновь попросил ее рассказывать об увиденном и услышанном. Но не только. Теперь он хотел получать сундуки с вещами, у которых была история. Старая одежда, выброшенная утварь — его интересовало все. Изучение этих вещей принесло свои плоды. В 1832 году выше второй том «Вечеров…».
Творчество Гоголя любят даже те, кому не нравится классика. У этого есть простое объяснение. Несмотря на то, что в книгах писателя есть глубина и драма, частенько отпугивающие поверхностных современников, в них также присутствуют юмор и динамика, что они любят и ценят. Ну а мистицизм, который прославил автора, нравится особенно.
(https://dzen.ru/a/YLygqZMe5SbhENub)
«Вечера на хуторе близ Диканьки» (киностудия им. М. Горького, 1961 год)