«Недоросль» — комедия Д.И. Фонвизина, написанная в 1771 году, впервые поставлена 24 сентября 1782 года.
«Недоросль» был тесно связан с современной Фонвизину драматургией. Фабула, образы, конфликт пьесы были во многом узнаваемы. Помещичья чета, пентюх-муж, сварливая жена, семейные распри по поводу предстоящей свадьбы, благонравные дворянские девушки и добродетельные искатели их руки, недоросли, положительный герой-резонер, носящий фамилию либо Честнодума, либо Правдодума — все это распространено в драматургии того времени,и, конечно, хорошо известно Фонвизину. Сходную ситуацию с «Недорослем» мы встречаем в «Рогоносце по воображению» Сумарокова. Развязка «Судейских именин» Соколова, а также комической оперы Матинского «Санкт-Петербургский гостиный двор» повторяется в «Недоросле». И тем не менее, «Недоросль» — совершенно исключительное явление в русской драматургии.
В «Корионе» и «Бригадире», как и во всей русской комедии этого периода, персонажи представляют собой образы-маски, наделенные яркими, но неподвижными чертами. Подобные образы-маски встречаются и в «Недоросле»: добродетельные Софья и Милон, благородный Правдин, невежественный Скотинин, слабый умом «женин муж» Простаков. Традиционна маска Стародума, резонера и альтер-эго автора. Однако образы главных героев примечательны тем, что вместо личин у них живые лица. Таков Митрофанушка, недоросль, лентяй, оболтус, неуч. Но Митрофан наделен сметливым умом, сообразительностью и находчивостью. В сцене экзамена по грамматике на вопрос какой части речи слово «дверь», он с большой долей юмора находит остроумный ответ. Персонаж не лишен обаяния, но в финале комедии Митрофан обнаруживает свою отвратительную натуру, отрекаясь от своей матери. Центральный образ пьесы — г-жа Простакова — первый в русской комедии персонаж комическое содержание которого приобретает в развязке трагическую окраску. Дама неприятная во всех отношениях, тиранящая близких, измывающаяся над крепостными, «презлая фурия», когда она повержена и наказана как «нарушительница гражданского спокойствия», когда от нее отворачивается любимейшее чадо, трагична в своем крушении. Последние свои слова Простакова произносит, согласно ремарке, в отчаянии: «Погибла я совсем! Отнята у меня власть! От стыда некуда глаз показать нельзя! Нет у меня сына!» Этот вопль отчаяния предвосхищает монолог гоголевского городничего» «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь…». Благодаря Фонвизину слово «недоросль» приобрело нарицательное значение. Реплики комедии стали пословицами («Не хочу учиться, хочу жениться») и крылатыми выражениями («женин муж», «маменькин сын»), а персонажи вошли в культурный обиход и продолжают жить в других литературных произведениях. В 1801 А.Н. Радищев пишет статью «Памятник дактилохореическому витязю…» в которой рассказывает о судьбе Простаковых после того, как их имение было взято в опеку. Из этого рассказа выясняется, что Простаковы сумели доказать, что они «оглашены в жестокостях несправедливо» и, продав имение, теперь благоденствуют в других уголках «Российского пространного Государства». В «Евгении Онегине» Пушкина на балу у Лариных среди гостей появляются «Скотинины, чета седая».
Игра «Хорошо ли ты знаешь комедию «Недоросль» Д.И. Фонвизина?»
Спектакль «Недоросль» Д.И. Фонвизин (Малый театр)