Николай Николаевич Носов (1908-1976), писатель яркого юмористического таланта, считал, что дети начинают понимать шутки очень рано, до двух лет, и что их смешит нарушение порядка вещей, только что ими усвоенного. Малыши любят сказку «Бобик в гостях у Барбоса», им смешно, что пес Барбос, хвастая перед Бобиком, называет себя хозяином дома: он якобы спит на кровати, а дедушка — на коврике, в углу. Нравится ребенку и то, что в конце сказки все становится на свои места.
Много смешных положений и в рассказах для дошкольников: «Заплатка», «Леденец», «Живая шляпа», «Шурик у дедушки», «Ступеньки» и др. В рассказе «На горе» Котька Чижов, чтобы вскарабкаться на ледяную горку, с которой хотел скатиться, посыпал ее песком (с ребячьей точки зрения это очень смешно), но потом он вместе с ребятами исправил горку и ему так понравилось работать, «что он еще сбоку лопаткой ступеньки проделал» («На горе»).
В юмористических произведениях Н. Носова для младших школьников (цикл рассказов «Мы с Мишкой», повести «Веселая семейка», «Витя Малеев в школе и дома») смешное — не в обстоятельствах, а в характерах, комизм которых проистекает из особенности мальчишеской натуры. Бурная энергия и фантазия в сочетании с переоценкой своих возможностей и отсутствием жизненного опыта часто ставят ребят в смешное положение, которое еще больше обостряется от того, что неудача не обескураживает их, а, напротив, является обычно источником новых фантазий и неожиданных действий.
В мировой литературе любимыми героями часто выступали дети-бунтари против мира взрослых. Таков Том Сойер. Герои Носова, не уступая Тому Сойеру в полнокровности характера, естественности и детской одаренности, не только не противостоят миру, где живут, а, напротив, находят в нем самые благоприятные условия для удовлетворения чувства справедливости, жажды деятельности, самоутверждения. Действительно, веселые книги Н. Носова рассказывают о серьезных вещах, и дети, воспринимая жизненный опыт героев, узнают, как трудно, но как хорошо быть ответственным за порученное дело («Веселая семейка», «Мы с Мишкой»), как нелегок путь к достижению поставленной в жизни цели («Витя Малеев в школе и дома») и т. д.
В творчестве Николая Носова особое место принадлежит роману-сказке в трех частях: «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе» и «Незнайка на Луне». Действие разворачивается в сказочной стране, где живут малыши и коротышки, маленькие человечки ростом с небольшой огурец, и детям интересно видеть жизнь, изображенную в таком забавном и фантастическом виде. Разные части трилогии имеют и разную степень трудности, что связано с возмужанием главного героя. Самая легкая — первая книга, где Незнайка — беззаботный, веселый малыш. Здесь писатель вышучивает детские недостатки: ребячью самоуверенность, непостоянство в отношениях (быстрые драки и примирения); малыши смеются, слушая о том, как Незнайка пытался без труда и ученья стать музыкантом, художником, поэтом, водителем автомобиля и т. д.
Во второй части трилогии Незнайка вместе с Кнопочкой и Пачкулей Пестреньким приезжают в Солнечный Город, где живут умные, веселые и добродушные коротышки, относящиеся друг к другу с большим вниманием и заботой. У Незнайки была волшебная палочка, и он сгоряча превратил коротышку Листика в осла, но быстро раскаялся, хотел исправить дело, да по ошибке превратил в коротышек настоящих ослов.
Грубость, хамство, бескультурье Носов обличает зло и беспощадно. Вот, например, каков коротышка Брыкун: «Он никогда никому не уступал дорогу на улице — наоборот, норовил толкнуть каждого встречного, наступал всем на ноги и плевался куда ни попадя. Вместо того чтобы смеяться потихоньку, он оглушительно ржал, так что прохожие шарахались от испуга в сторону и затыкали руками уши. Если ему что-нибудь было надо, он не просил, а просто брал или отнимал. Если же ему не давали, то он лягался ногами, а иногда даже пытался кусать. Он всех называл „лопухами» и другими обидными прозвищами…» Только вмешательство доброго волшебника спасло коротышек от негодяев. Пользуйтесь каждым случаем, чтобы вновь и вновь показать ребенку, что наглецы, как правило, — трусы и предатели, а люди большого мужества, настоящие герои, отличаются деликатностью, уважительным отношением к окружающим.
Характеристика сказки-романа не будет полной, если умолчать, что в отличие от гномов из старинных сказок малыши и коротышки — образованный, современный народ. Учитывая психологию ребят (они интересуются техникой с дошкольного возраста), Николай Николаевич сочинил много историй о том, как умные коротышки придумывают хитроумные машины, живут в вертящихся домах, строят воздушный шар и космическую ракету и даже научились создавать в земных условиях невесомость — источник многих комических положений. Техническая фантазия Носова остроумна, изобретательна и очень близка детям. Ну какого мальчика не восхитит автомобиль, который может не только ехать, но и прыгать через препятствия (у него, кроме колес, есть пружинистые железные сапоги). Иллюзию правдоподобия подобных «изобретений» усиливают рисунки.
Самая сложная часть романа-сказки — третья, адресованная только младшим школьникам. Незнайка, прилетев на Луну, попадает в страну с капиталистическими порядками, которые поражают и возмущают его. Испытав голод, нищету и бесправие, Незнайка с новой силой познал «огромное-преогромное чувство любви к родной земле». В беседе помогите ребенку лучше воспринять сатирическое изображение страсти к вещам: почему Пончику (малышу, с которым прилетел Незнайка) сначала понравились порядки на Луне, а Незнайка сразу был против них? (чтобы ответить на этот вопрос, надо вспомнить, что они любили и чем увлекались, когда были дома: Незнайка любил друзей и увлекался техникой, музыкой, книгами и т. д., а у Пончика было лишь две страсти: еда и вещи). Почему коротышки не хотели дружить с Пончиком? (от него пахло нафталином: он натаскивал в свою комнату разного барахла и берег его от моли). Почему Пончик исправился? (на Луне он разорился и, став бедняком, хлебнул горя и научился ценить справедливые порядки в жизни).
Обязательно познакомьте ребенка со смешными, но в тоже время с глубоким смыслом, произведениями Николая Николаевича Носова.
Материал взят из книги И. Н. Тимофеевой «100 книг вашему ребенку».