В июне 2021 года исполняется 165 лет со дня рождения выдающегося художника-баталиста конца XIX — начала XX столетий, автора более 200 монументальных полотен и трёх панорам: «Штурм аула Ахульго»(1890), «Штурм 6 июня 1855 года»(1901-1904) и «Бородинская битва»(1911-1912). Франц Алексеевич Рубо является основателем русской школы панорамной живописи. Главной темой творчества этого талантливого художника стало героическое прошлое России.
Франц Рубо родился 3 июня 1856 года в Одессе в многодетной семье Александра Рубо и Мадлен-Марии Жозефины Сенек.
Франсуа Иван, такое имя будущий художник получил при крещении, был третьим из пяти детей коммерсанта из Марселя. который эмигрировал в 1841 году в Одессу и открыл там свой магазин. Его супруга стала владелицей собственного дома моды с фирменным знаком «Поставщик российского императорского двора».
Одесса во второй половине XIX века была весомым экономическим, научным и культурным центром России. Широкой известностью в городе пользовалась Одесская школа рисования и черчения, в которой получил первые знания по живописи будущий художник-баталист. Обучение было платным, и в какой-то момент из-за финансовых трудностей в семье, Франсуа вынужден был оставить школу. Позже, благодаря другу семьи, он продолжил изучать основы живописи и мечтал получить академическое образование, но для этого нужны были денежные средства, которые удалось ему скопить, работая на фабрике по производству крахмала. В 21 год с этими сбережениями он отправляется учиться в Баварскую Академию художеств в город Мюнхен, где технический рисовальный класс заканчивает с блестящей оценкой. В свидетельстве, выданном директором академии Карлом Теодором фон Пилоти, «отмечены его большое прилежание, хорошие успехи и поведение, достойные похвалы, а так же и то, что, к сожалению, .. без материальной поддержки он не сможет продолжить обучение». Через год Рубо удаётся решить финансовые проблемы и в 1883 году он заканчивает обучение и начинает самостоятельную творческую жизнь художника. Большой удачей стал заказ, поступивший от русского императора Александра III, написать серию из 19 картин для Военно-исторического музея в Тифлисе на тему кавказских войн. Художник отправляется на Кавказ, делает зарисовки и в течение 10 лет работает в Мюнхине над созданием полотен. Одной из этих работ является картина «Переход отряда Аргутинского-Долгорукого через снежные горы Кавказа».
Работа над кавказским темой вдохновила художника на создание первой панорамы «Штурм аула Ахульго 22 августа 1839 года».
Художник работал над ней без официального заказа, затратив личные средства, в течение пяти месяцев. Первого июня 1890 года его работа была показана в «Панорамном обществе Мюнхена» и принесла Рубо международную известность. Баварская Академия художеств присваивает художнику звание «профессор», а принц-регент Баварии наградил орденом Святого Михаила. На Всемирной художественной выставке в Париже панорама вызвала всеобщее восхищение, президент Французской республики вручил Рубо орден Почётного легиона.
В России панорама появилась только в 1896 году, спустя шесть лет после грандиозного триумфа в Европе. Её разместили на Всероссийской художественной и промышленной выставке в Нижнем Новгороде в специально построенном здании. Это была первая панорама в России и отзывы о ней были противоречивые. Художник Н. Карамзин писал: «Как это всё написано! Как нарисовано! Сколько знания, таланта и вкуса!». Были и критики, но точку в этом вопросе поставил император Николай II, купив панораму за 45 тысяч рублей, что компенсировало расходы на создание её, и подарил Военно-историческому музею Тифлиса. Сообщество художников России оценило талант Франца Алексеевича и в 1903 году собрание Петербургской Академии художеств избирает Рубо профессором, руководителем батальной мастерской Высшего художественного училища Академии.
Второй работой в истории русской панорамной живописи стал «Штурм 6 июня 1855 года» или как чаще её называют панорама «Обороны Севастополя 1854-1855 годов».
В канун 50-летнего юбилея Первой обороны Севастополя был создан Комитет по восстановлению памятников Севастопольской обороны и Государственным казначейством выделены средства в размере 550 тысяч рублей, 140 тысяч из которых решено было направить на устройство Панорамы. При обсуждении кандидатуры художника остановились на Франце Алексеевиче Рубо. 25 апреля 1901 года Рубо получает официальное уведомление, что он избран исполнителем будущей Панорамы. В середине октября художник прибывает в Севастополь, где внимательно изучает Малахов курган, Исторический бульвар, встречается с очевидцами тех событий. Согласно договора Панорама должна была быть 14 метров в высоту и 115 метров в длину. Для того, чтобы разместить полотно таких размеров, Франц Алексеевич построил на выделенном ему муниципалитетом Мюнхена участке на собственные средства здание, в котором работал до лета 1904 года. По окончании работы в течение трёх дней Панорама демонстрировалась в Мюнхене, а затем 15 августа 1904 года была доставлена в Севастополь на двух специальных платформах, на которых разместился 14-метровый деревянный вал с намотанной на него 115-метровой картиной. Предполагалось открыть Панораму осенью 1904 года, но праздничные мероприятия были отложены до 14 мая 1905 года и приурочены ко Дню коронации их Императорских Величеств.
Третьей панорамой в творчестве Франца Рубо стала «Бородинская битва».
Приближался 100-летний юбилей подвига российского народа в Отечественной войне 1812 года. К Рубо обратился руководитель юбилейной Комиссии с предложением создать Панораму сражения при Бородино. В марте 1910 года художник заключил договор и обсудил с представителями Комиссии основной сюжет исторического полотна, а в 1911 году началась работа по созданию Панорамы. Над огромным холстом размером 15 метров на 115 метров группа художников во главе с Францем Алексеевичем работала около года. К началу мая 1912 года работа была завершена. В течение 5 дней Панорама демонстрировалась в Мюнхене. В России торжественное открытие Панорамы «Бородинская битва» состоялось 29 августа 1912 года в специально построенном здании в Москве в присутствии императора Николая II. Сам художник был доволен результатом и писал: «Этим моим последним трудом я не уронил престижа Академии художеств; наоборот все в восторге от Бородинского сражения».
На Бородинском поле установлен памятный знак, напоминающий нам о том, что на этой высоте создавал свои эскизы талантливый художник-баталист Франц Рубо.