Знаменитый исторический роман Вальтера Скотта «Квентин Дорвард» вышел в 1823 году. Уже были написаны те романы, которые принесли автору всеевропейскую славу, докатившуюся в том числе и до России. Собственно, романы «Уэверли» и «Роб Рой», «Гай Мэннеринг, или Астролог» и «Антиквар», романы из шотландской же жизни «Сердце Мидлотиана», которое по-русски называется «Эдинбургская темница», и «Пуритане» — все это были романы, как я уже сказала, из более или менее недавней истории Англии и в особенности Шотландии. Вальтер Скотт был известен как шотландский бард.
«Квентин Дорвард» — первый его роман, в котором действие переносится на материк, в Европу. Это роман европейский, надо сказать, космополитический и даже глобалистский. В нем открывается широкая картина чрезвычайно пестрой европейской жизни, по этой поверхности герои передвигаются, почти как шахматные фигуры по шахматной доске.
С Шотландией роман тоже непосредственно связан: если действие не происходит в Шотландии, то сам главный герой, шотландец, отправляется в Европу. Главный герой, Квентин Дорвард, как он называется по-русски (вообще он скорее Дурвард), — это шотландский лучник, вольный наемник, сирота, семья которого погибла во время налета соседей. Отдельное объяснение необходимо для того, чтобы он был обучен грамоте — довольно редкий дар в то время. А грамотность нужна автору потому, что, как мы увидим позже, герой этот — герой романтический и он соотносит себя с литературными персонажами. Во время того самого соседского налета Квентина Дорварда из милости оставляют в живых, но с условием, что он станет монахом. Он отправляется в монастырь, и там его учат грамоте, но когда рана заживает, Квентин с разрешения добрых монахов уходит оттуда и ищет, куда себя приложить в Европе. В родной Шотландии места ему нет — там слишком опасно. В этом смысле зачин романа чем-то напоминает «Трех мушкетеров»: юный д’Артаньян тоже приезжает в Париж, чтобы предложить кому-то свои услуги.
Действие происходит в бурной второй половине XV века, вокруг 1468 года. Политический сюжет строится вокруг противостояния двух европейских государей — ну, скажем, одного государя и его формального вассала, но по статусу и по объему своих амбиций он не уступает королю. Это Людовик XI и Карл Смелый Бургундский.
Что это за время? Какова политическая рамка, каков контекст всего происходящего, когда юный Квентин пешком — с перчаткой для сокола, но без сокола, которого подстрелили по дороге, — приходит во Францию и там встречает некоего, как он считает, богатого бюргера со странностями, который потом оказывается — переодетым королем Людовиком XI.
В «Квентине Дорварде» изображается напряженная политическая жизнь Франции (отчасти Фландрии) во второй половине XV века. В 1468 году восстал большой и вольнолюбивый город Льеж, стремившийся ниспровергнуть деспотическую власть герцога Бургундии Карла Смелого. В том же году нависла угроза гражданской войны между двумя большими государствами — Францией и Бургундией. Вокруг этих событий и группируются все действующие лица, в той или иной степени втянутые в этот конфликт. Сюжетная линия романа отличается ясной простотой и стройностью: молодой шотландский воин Квентин Дорвард эмигрирует во Францию, спасаясь от могущественных врагов, истребивших в ходе кровной мести всех членов его семьи. Ему удается поступить на службу к «одному из самых умных и дальновидных государей Европы» — Людовику XI, окружившему свою особу охраной, состоящей из отважных шотландских горцев. Скотт рисует исторически достоверный портрет этого политического деятеля. Людовик XI ведет беспощадную войну (тайную и явную) со своими крупными вассалами, не желающими признавать распоряжения центрального правительства Франции. «Только благодаря поддержке третьего сословия, — пишет Скотт,— Людовик мог устоять против ненависти высшего дворянства».
Однако, отмечая прогрессивность политики Людовика XI, направленной на централизацию власти, уничтожение своеволия удельных князей, поощрение купечества и промышленности, Скотт нисколько не затушевывал отрицательных черт режима: беспощадной эксплуатации масс крестьянства, произвола и жестокости опричников короля.
Общий характер и проблематика творчества. В истории английской литературы XIX века Вальтер Скотт занимает особое место. Его творчество, относящееся к периоду расцвета английского романтизма, знаменует собой начало перехода от романтизма к реализму. В историю литературы Скотт вошел как создатель исторического романа с ярко выраженными чертами реализма. Создавая свои произведения в период обостренной борьбы между революционным и консервативным романтизмом, В. Скотт не примыкал непосредственно ни к одному из этих двух борющихся лагерей (https://studfile.net/preview/9376061/page:33/).
Экранизация романа Вальтера Скотта «Квентин Дорвард»:
х/ф «Приключения Квентина Дорварда, стрелка королевской гвардии» (1988)