Девятнадцатого февраля отмечается Всемирный день защиты морских млекопитающих или Всемирный день китов. Известный французский исследователь Мирового океана Ж.-И. Кусто писал: «Почему… человечество, вступившее уже в эпоху постиндустриального развития, продолжает так интенсивно истреблять китов?… Я часто задумываюсь, не вызывают ли у людей — этих больших муравьёв-трудяг, по полусуток расточающих свои силы на работе, в транспорте, перед окошками бюрократов — не вызывают ли у них бешеную зависть свободные, как ветер, киты, которые лишь пять процентов времени отдают поискам пищи, а остальную часть жизни проводят в играх среди волн, любят друг друга, ласкают детей и ведут нескончаемые эхолокационные беседы…»
В России День защиты морских млекопитающих отмечается с 2002 года и имеет большое значение, так как в морях нашей страны обитают несколько десятков видов китов, дельфинов, морских котиков и тюленей, многие из которых находятся под угрозой исчезновения и внесены в Красную книгу Российской Федерации и Международного союза охраны природы и природных ресурсов.
В книге «Под созвездием Кита» авторы А.Ф. Фёдоров и Р.О. Козунова первыми защитниками китов объявляют китобоев: «Люди, которые проводили месяцы в море и сталкивались с живыми китами в их родной стихии не могли не проникнуться к этим умным, миролюбивым и поистине величественным созданиям чувством уважения и даже восхищения».
Насколько человек полюбил этих морских гигантов говорит наличие в японском городке Каейура буддистского храма Когандзи, в котором «…с 1679 года, в первые пять дней апреля, служат заупокойный молебен по душам китов и дельфинов, погибших в сетях и от гарпунов китобойцев. В подземелье под храмом столетиями хоронили детёнышей китов, но перед этим им, как и людям, давалось буддийское имя, заносившееся в специальную книгу. Такие записи сохранились с 1854 года, предыдущие утеряны из-за обвала подземелья храма».
В настоящее время, несмотря на наличие моратория на отлов китов, он осуществляется в трёх видах: научные исследования, коммерческий промысел, «аборигенный» промысел.
Для научных исследований квота не устанавливается, а осуществляется в заявительном порядке. Пользуясь этим Япония в год для «научных целей» добывает около 500 малых полосатиков и 400 китов других видов. Это скрытый вид промысла, так как мясо китов широко употребляется в пищу в этой стране.
Инициаторами моратория на коммерческий промысел китов стали США, Великобритания, Австралия и Новая Зеландия. Россия не ведёт отлов этих животных в коммерческих целях.
«Аборигенный» промысел осуществляется американскими эскимосами и российскими чукчами для сохранения своей культуры, традиций и как средство для пропитания. Чукчи едят китовое мясо и в сыром виде и варят, а для спасения от цинги, его хранят, закапывая в ямы. Специальные медицинские исследования на Чукотке, Аляске и в Гренландии показали, что переход на обычную пищу у малочисленных коренных народов севера приводит к увеличению заболеваемости и снижению продолжительности жизни.
Вот так сосуществуют морской гигант и человек, к счастью, не успевший окончательно уничтожить это удивительное морское животное.
По оценкам учёных сегодня почти восстановилась популяция кашалотов, а вот синих китов осталось около 2000 особей и необходимы столетия, чтобы численность южных гладких, горбатых и синих китов была восстановлена. А для этого нужны чистые морские просторы, которые человек сегодня не всегда может предоставить Природе. Но надежда ещё есть!