Судьба Юрия Олеши — одна из самых драматичных писательских судеб советской эпохи. Талантливый автор, принявший революцию, он оказался чужд художественной и идеологической системе 30-х годов, и так и не смог в полной мере реализовать свой потенциал. Мы собрали интересные факты о писателе, драматурге, авторе знаменитых Трёх толстяков.
— Юрий Олеша родился в семье обедневших польских дворян. Род Олеши вел начало от боярина Олеши Петровича, получившего в 1508 году от князя Федора Ивановича Ярославича-Пинского село Бережное на Столинщине.
— Детство и юность Олеши прошли в Одессе. Одноклассники по гимназии побаивались остроумия Олеши — мальчик обладал таким воображением и метким словом, что «объект» его атаки, как правило, находился долго у всех на устах.
— После революции 1917 года семья Олеши эмигрировала в Польшу, но Юрий Олеша остался в Одессе в гуще революционных событий, сознательно выбрав судьбу советского писателя. Родителей он больше никогда не видел.
— Вместе с друзьями Катаевым, Багрицким и Ильфом создал объединение молодых поэтов «Коммуна поэтов». Их выступления проходили при полных аншлагах.
— В Москве публиковал стихи и фельетоны под псевдонимом Зубило в газете железнодорожников «Гудок» (в ней печатались также Михаил Булгаков, Валентин Катаев, Илья Ильф и Евгений Петров).
— Однажды Олеша увидел девочку-подростка, увлеченно читающую сказку Андерсена. Олеша тут же пообещал, что напишет для нее сказку не хуже великого датчанина. «Три толстяка» были созданы всего за неделю, на рулонах бумаги из типографии, где тогда жил писатель.
— Многие литературные критики называют роман «Зависть» — о месте интеллигенции в послереволюционной России — вершиной творчества Олеши и одной из вершин русской литературы XX века.
— Обстановка, созданная сталинским режимом в стране и в культуре, оказывала на Олешу угнетающее воздействие. В 1930-х годах многие друзья и знакомые писателя были репрессированы, произведения самого Олеши с 1936 года не печатались.
— В 1950-е годы он часто сидел в ресторане Дома литераторов. Денег у Олеши не было, но более удачливые советские писатели, сознавая его талант, почитали за честь угостить его.
— Однажды, узнав, что существуют разные категории похорон советских писателей, Олеша поинтересовался, по какой категории похоронят его. Ему ответили, что по самой высокой, дорогой. Писатель уточнил — нельзя ли похоронить его по самой низкой категории, а разницу вернуть сейчас? Олеша умер в нищете. (https://ast.ru/news/10-faktov-o-yurii-oleshe-avtore-tryekh-tolstyakov/)
«Три толстяка» – сказка Юрия Олеши написана в 1924 году. В книге рассказывается о революции, поднятой бедняками под предводительством оружейника Просперо и гимнаста Тибула против богачей («толстяков») в выдуманной стране.
Атмосфера сказочной страны Трёх Толстяков напоминает дореволюционную Одессу. В мире повести нет магии как таковой, но некоторые фантастические элементы всё же присутствуют. Например, ученый по имени Туб создал куклу, способную развиваться внешне как живая девочка, и отказался делать наследнику Тутти железное сердце вместо человеческого (железное сердце требовалось Толстякам для того, чтобы мальчик вырос жестоким и безжалостным). Туб, проведя в клетке зверинца восемь лет, превратился в существо, напоминающее волка, – полностью оброс шерстью, у него удлинились клыки.
Страной правят Три Толстяка – магнаты-монополисты, не имеющие ни титулов, ни формальных должностей. Кто правил страной до них, неизвестно; они — правители, имеющие несовершеннолетнего наследника Тутти, которому и собираются передать власть. Население страны делится на «народ», «толстяков» и им сочувствующих, хотя чётких критериев такого деления не даётся. Толстяки в общем представлены как богачи, обжоры и бездельники, народ – как бедняки, голодающие, рабочий люд, но среди героев романа немало исключений, хотя бы доктор Гаспар Арнери, которого при скромных доходах нельзя отнести к беднякам, но который тем не менее сочувствует революционерам, а также безымянные гвардейцы, стреляющие в своих сослуживцев, верных присяге Толстяков.
Роман проникнут романтическим отношением автора к революции. Восприятие революции как счастья свойственно всем положительным героям – циркачке Суок, гимнасту Тибулу, оружейнику Просперо, доктору Гаспару Арнери. Сказка вызвала огромный читательский интерес и одновременно скептические отзывы официальной критики («призыва к борьбе, труду, героического примера дети Страны Советов здесь не найдут»). Дети и взрослые восхищались фантазией автора, своеобразием его метафорического стиля. В 1930 по заказу МХАТа Олеша сделал инсценировку «Трех толстяков», которая до наших дней успешно идет во многих театрах мира. Роман и пьеса переведены на 17 языков.(http://www.library.tomsk.ru/books/book_date/article1134/)