В январе 2023 года исполнилось 175 лет со дня рождения русского художника Василия Ивановича Сурикова. Кисти Сурикова принадлежат немало произведений. Среди них портреты, пейзажи, этюды, акварели. Но место художника в отечественной и мировой живописи, его значение определили исторические картины: «Утро стрелецкой казни» (1881), «Меньшиков в Берёзове» (1883), «Боярыня Морозова» (1887), «Покорение Сибири Ермаком» (1895), «Переход Суворова через Альпы в 1799 году» (1899), «Степан Разин» (1906).
Суриковы — старинный казачий род. Далёкий предок художника в XVI веке шёл с Дона в дружине Ермака, воевал с татарским ханом Кучумом на привольных сибирских просторах и осел на берегах Енисея. Сам художник говорил: «Идеалы исторических типов воспитала во мне Сибирь с детства; она же дала мне и дух, и силу, и здоровье». А талант у будущего художника раскрылся благодаря учёбе в Академии художеств на стипендию красноярского купца-мецената.
К истории у Сурикова было особое отношение: «Нет ничего интересней истории. Только читая историю, понимаешь настоящее».
Картина «Покорение Сибири Ермаком» — особое произведение в творчестве Сурикова. Легендарный поход Ермака всегда занимал воображение художника. Этому способствовали сибирские песни, сказания, которые он знал с детства. Работа над картиной длилась четыре года, в течение которых художник изучал летописи и другие исторические источники, делал множество зарисовок, неоднократно ездил в Сибирь и на Дон, где писал пейзажи и этюды казаков. Картина поразила Илью Репина: «Впечатление от картины столь неожиданно и могуче, что даже не приходит на ум разбирать эту копошащуюся массу со стороны техники, красок, рисунка».
Ещё одна картина, которая заслуживает внимания — это «Степан Разин».
Один из главных персонажей полотна очень похож на самого художника. Это могло быть случайным совпадением, а может в процессе работы, для большей правдоподобности, Суриков отождествлял себя с героем своего произведения, что позволяло ему создавать удивительно реалистический образ.
По словам художника и историка Александра Николаевича Бенуа «значение Сурикова… для русского общества огромно и всё ещё недостаточно оценено и понято… Лишь очень редкие художники, одарённые почти пророческой… мистической способностью, могут перенестись в прошлое… разглядеть в тусклых его сумерках минувшую жизнь… Для них далёкое прошлое целого народа всё ещё ясно, всё ещё теперь, всё ещё полно прелести, смысла и драматизма».